С начала войны с Украиной тысячи людей вышли протестовать, были задержаны, оштрафованы или получили административные аресты. Девушек, попавших в марте в ОВД Братеево, избили полицейские, издевались над ними. Оказавшись на свободе, они решили идентифицировать избивавших и обнародовать их имена. Би-би-си им в этом помогла.
Антивоенные акции проходили в российских городах с первого же дня вторжения в Украину. По данным “ОВД-инфо” (внесен в реестр “иноагентов” в России), только за первые две недели на таких акциях задержали не менее 14 906 человек в 155 городах.
В сотнях случаев к задержанным не пускали адвокатов, применяя план “Крепость”. Он запрещает вход и выход из здания полиции и – по нормативным документам – должен применяться при угрозе вторжения в здание.
В правозащитных организациях и волонтерских чатах давно знают: если в отделении полиции введен план “Крепость”, значит дозваниваться и спрашивать, что с задержанными, нужно особенно активно, – ничего хорошего там точно не происходит.
Героини нашего материала оказались именно в таком отделении.
“Человек в черном” из ОВД Братеево
22-летняя Марина, 19-летняя Настя и 26-летняя Александра не были знакомы до того, как приехали на антивоенный митинг 6 марта в центре Москвы. Но несколько часов спустя, оказавшись в автозаке вместе с 26 другими задержанными, они болтали, хором пели “Позови меня с собой” Аллы Пугачевой и песни из “Бременских музыкантов”, а еще обменивались номерами – они создали общий чат в “Телеграме”.
Их привезли в ОВД Братеево на юго-восточной окраине Москвы – обычная практика тех дней, потому что ОВД в центре города были уже переполненными.
И настроение задержанных быстро изменилось. В их чате начали появляться сообщения, предупреждающие о “человеке в черном” из 103 кабинета – сотруднике в штатском, не называвшим своего имени.
Марина вспоминает, что сразу занервничала, когда высокий мужчина спортивного телосложения в черной водолазке и пистолетом в кобуре вызвал ее в тот самый кабинет. Она поняла, что это и есть “человек в черном”.
Мужчина, вместе с двумя сотрудниками и двумя сотрудницами, начал допрос Марины. Никто из них не знал, что перед тем, как ее вызовут, Марина включила диктофон на своем телефоне.
“Мы с вами будем общаться как? Вежливо, культурно, быстро-оперативно? Либо мы будем брать 51 статью [она позволяет не свидетельствовать против себя], получать по башке, умываться грязной водой, тушить об вас как минимум бычки, и затянем беседу нашу надолго?” – говорит человек в черном на аудиозаписи.
Марина выбрала использовать 51-ю. За это человек в черном ее ударил, приказывая “быстро ответить на все вопросы”, пока он не снял ботинок и “***** [ударил ее] по голове”. Затем он достал пистолет и начал угрожать, что застрелит ее.