Когда в августе прошлого года власть в Афганистане захватили талибы, жизнь в стране сильно изменилась. За минувший год оттуда уехали десятки тысяч жителей, большую часть средних школ в стране закрыли для девочек, а многие ее жители сильно обеднели. Однако впервые за 40 с лишним лет страна не погружена в насилие, а уровень коррупции заметно снизился.
Спустя год после смены власти в Афганистане корреспондент Би-би-си Секудер Кермани вернулся туда, чтобы вновь встретиться с героями своих репортажей годичной давности.
Снайпер “Талибана”
Когда прошлым летом талибы вели наступление по всей стране, захватывая территории, из которых только что были выведены западные войска, я познакомился с Айнудином, опытным боевиком, воевавшим на стороне талибов в провинции Балх.
Когда мы беседовали год назад, его взгляд был холодным как сталь. “Мы делаем все возможное, чтобы не причинять вред мирным жителям, но это война, и люди будут гибнуть, – ответил он тогда на вопрос о том, чем оправдано это насилие. – Мы в Афганистане не согласимся ни с чем, кроме исламской системы”.
Разговор наш был краток: вокруг бушевала война, так что могли в любой момент мы попасть под удар правительственных ВВС.
Несколько месяцев спустя, когда талибы только сформировали новое правительство, мы с Айнудином ели рыбу на берегу разделяющей Афганистан и Узбекистан Амударьи. Он рассказал мне, что раньше был снайпером “Талибана”. На его счету, по его собственным словам, десятки убитых военных. Сам он был ранен 10 раз.
В новом правительстве он был назначен ответственным за землепользование и развитие в провинции Балх. Я встретился с ним в первые дни существования нового режима и спросил – скучает ли он по джихаду, который так долго вел. “Да”, – коротко ответил он мне.