Противники Никола Пашиняна начали бессрочную акцию протеста
Армянский народ четко показал свое несогласие с политикой действующих властей и теперь необходимо заставить их капитулировать. Об этом заявили участники крупнейшего за последние месяцы митинга оппозиции, состоявшегося 1 мая в центре Еревана. Противники премьер-министра Никола Пашиняна установили на площади Франции палатки и предупредили: уже в понедельник дороги в центре столицы и в других городах будут ими полностью заблокированы. По сути, сейчас используется тактика, которая в 2018 году привела к власти господина Пашиняна. Правда, по своим масштабам нынешние акции с теми не сравнимы — по крайней мере пока. С подробностями из Еревана — корреспонденты «Ъ» Павел Тарасенко и Аршалуйс Мгдесян.
Без «ненависти, вражды и подстрекательства к насилию»
Ставки накануне первомайского митинга у одного из символов Еревана — здания оперы — поднимали обе стороны набирающего обороты противостояния. Оппозиционеры говорили о том, что речь пойдет о решающей битве с «предателем Николом», которого обвиняют в желании сдать позиции Азербайджану и Турции.
Власти же предостерегали активистов от провокаций и силовых действий, давая понять: без ответа они не останутся.
Так, Служба национальной безопасности Армении сообщила, что «в настоящее время в стране существует реальная опасность организации и проведения массовых беспорядков». Силовики призвали «не поддаваться возможным провокациям, проявлять высокую гражданскую ответственность, воздерживаться от недопустимых практик разжигания ненависти, вражды, подстрекательства к насилию». Генпрокуратура пообещала, что «совершившие попытки нарушить правопорядок будут безоговорочно привлечены к соразмерной юридической ответственности». А полиция напомнила, что на митинг нельзя проносить оружие и другие предметы, которые могут использоваться в качестве такового.
На этом фоне многим в Армении показалось неслучайным сообщение полиции, обнародованное часов за десять до митинга: на трассе из непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) в Ереван полицейские остановили автомобиль, в ходе осмотра которого были обнаружены два ручных пулемета Калашникова. Один из трех человек, находившихся в автомобиле, был задержан.
Провластные армянские Telegram-каналы тем временем распространяли информацию о том, что наиболее радикально настроенные оппозиционеры — представители партии «Дашнакцутюн» во главе с вице-спикером парламента Ишханом Сагателяном — якобы настаивают: здание правительства на площади Республики должно быть захвачено.
Сами организаторы воскресной акции от этого всячески открещивались. «Наша борьба не с правоохранительными органами, не с полицией. Мы исключаем любую враждебность и неуважение к полиции и другим сотрудникам правоохранительных органов»,— отметил, в частности, представитель блока экс-президента страны Сержа Саргсяна «Честь имею» Артур Ванецян. Он и его единомышленники обратили внимание на то, что в митинге будут участвовать вместе со своими детьми, женами и родителями. Свое присутствие на митинге — именно «для смягчения возможной напряженности» — анонсировали и представители Армянской апостольской церкви.
Разве что небольшая стычка с полицейскими произошла, когда оппозиционеры в разгар митинга стали устанавливать на площади Франции палатки. Впрочем, ни во что серьезное это не переросло: палатки и тенты были успешно установлены, а некоторые подъезды к площади заблокированы скамейками и мусорными баками.
«Мы пробудились, поднялись на ноги»
Тем временем с трибуны звучали максимально воинственные речи. А также песни. В частности, участники митинга хором спели «Зартнир, лао» («Проснись, сын мой») — написанную в 1890-х годах революционную песню о борьбе армян за свободу от турецкого ига. Речь в песне, которая стала символом нынешней волны протестов, идет о городе Муш, который некогда входил в Великую Армению (существовала с конца IV в. до н. э. по 428 год н. э.), а затем стал частью Османской империи (и сейчас тоже принадлежит Турции).